Сегодня в Украине Бизнес-омбудсмен – это должностное лицо, которое занимается защитой интересов бизнеса перед органами публичной власти как внутри страны, так и за её пределами. Бизнес-омбудсмен выступает инструментом разрешения конфликтов и противоречий между властью и бизнесом, медиатором между государством и бизнес-средой.
Правительство Украины и Европейский банк реконструкции и развития подписали 12 мая 2014 года Меморандум о взаимопонимании для украинской антикоррупционной инициативы, которая предусматривает создание института бизнес-омбудсмена. ЕБРР намерен ежегодно выделять полтора миллиона евро на финансирование офиса бизнес-омбудсмена, но следует заметить, что дискуссии по вопросу имплементации этого института длились ещё с осени 2012 года.
Сегодня в Украине Бизнес-омбудсмен – это должностное лицо, которое занимается защитой интересов бизнеса перед органами публичной власти как внутри страны, так и за её пределами. Бизнес-омбудсмен выступает инструментом разрешения конфликтов и противоречий между властью и бизнесом, медиатором между государством и бизнес-средой.
В октябре 2014 года Минэкономразвития Украины инициировало создание Совета бизнес-омбудсмена для способствования ведению предпринимательской деятельности. Положение о Совете утверждено постановлением Кабинета министров Украины от 26.11.2014 № 691. Таким образом Совет бизнес-омбудсмена является постоянно действующим консультативно-совещательным органом Кабинета министров Украины, основными задачами которого являются:
Верховная Рада утвердила в первом чтении законопроект № 4591 о создании в Украине института бизнес-омбудсмена, за который проголосовало 242 нардепа. Постановлением ВРУ от 31.05.2016 № 1319-VIII Комитету Верховной Рады по вопросам промышленной политики и предпринимательства поручено доработать законопроект с учётом замечаний и предложений субъектов права законодательной инициативы и внести его на рассмотрение Верховной Рады во втором чтении, что было сделано и 20.10.2016 года законопроект подан во второй редакции.
В пояснительной записке к законопроекту отмечено, что предлагается утвердить на законодательном уровне в Украине институт бизнес-омбудсмена как посредника, независимого третьего лица, который будет содействовать субъектам предпринимательства в защите их прав и законных интересов. По замыслу субъекта законодательной инициативы, принятие указанного закона повысит эффективность борьбы с коррупцией, улучшит условия для ведения в Украине предпринимательской деятельности путём медиации и мониторинга исполнения органами исполнительной власти мероприятий, препятствующих нарушениям законных прав субъектов хозяйственной деятельности.
Как указано в законопроекте, институт бизнес-омбудсмена будет, в частности, рассматривать жалобы субъектов предпринимательства, которые касаются случаев недобросовестного поведения в сфере хозяйствования в соответствии с критериями и порядком, определённым регламентом учреждения. Также этот орган будет рассматривать инициированные бизнес-омбудсменом вопросы о недобросовестном поведении в сфере хозяйствования, вносить ходатайства бизнес-омбудсмену и обращаться к органам власти и местного самоуправления.
С мая 2015 года в офис бизнес-омбудсмена поступило 1453 жалобы от представителей бизнеса, из которых 275 поступило в четвёртом квартале прошлого года. За это промежуток времени завершено 182 расследования. Такие данные озвучил бизнес-омбудсмен Альгирдас Шеремета во время презентации отчёта о работе своего офиса за четвёртый квартал 2016 года. Он также отметил, что обращается в основном малый и средний бизнес, на втором месте – предприятия с украинским капиталом и на третьем – с иностранным капиталом. Больше всего жалоб поступило от предприятий сферы розничной и оптовой торговли (28%), промышленности (19%), сельского хозяйства и добывающей промышленности (7%). Больше всего жалуются на фискальную службу (58% жалоб), прокуратуру и полицию (11% жалоб). В тоже время значительно снизилось количество жалоб на таможенную службу.
Особенностью четвёртого квартала 2016 года был ощутимый прирост жалоб на действия органов местного самоуправления. В октябре-декабре прирост количества жалоб составил 41%, что объясняется политикой децентрализации, в рамках которой местные органы власти получают дополнительные полномочия, что вызвало увеличение обращений на их действия или бездействие.