Упрощение валютного регулирования инвестиций за рубеж
Постановлением НБУ от 23 февраля 2017 г. № 14 внесен ряд изменений в регулирование инвестирования за рубеж. Следующие действия разрешено осуществлять без получения лицензии:
— инвестировать средства, полученные из источников за пределами Украины физическими лицами, которые не являются предпринимателями;
— осуществлять расчеты в гривне на территории Украины за приобретение объектов инвестиции за рубежом.
Владельцы лицензии на размещение валютных ценностей за рубежом осуществляют такое размещение путем перевода средств с собственного счета в украинском банке на счет в зарубежном банке.
Либерализация валютных ограничений
Постановлением НБУ от 22 февраля 2017 г. № 13 «О внесении изменений в постановление Правления Национального банка Украины от 13 декабря 2016 года № 410» смягчены условия покупки и продажи валюты для резидентов Украины, а именно:
— резиденты не обязаны продавать иностранную валюту, поступившую от нерезидента как обеспечение участия в торгах/тендерах/аукционе, организуемые резидентом;
— резиденты вправе покупать иностранную валюту, если на их банковском счету остаток не превышает 100 000 долларов США (ранее — 25 000).
Разъяснение об определении бенефициарного собственника
НБУ в письме от 10 февраля 2017 г. № 25-0008/10883 «Об установлении конечного бенефициарного собственника (контролера) клиента» указал признаки, на которые должны обращать внимание банки при осуществлении мер финансового мониторинга с целью определения отличий номинального собственника от бенефициарного:
— лицо, указанное как бенефциарный собственник клиента, является бенефициарным собственником многих юридических лиц согласно данных Единого реестра юридических лиц и физических лиц-предпринимателей;
— конечным бенефициаром указано физическое лицо, зарегистрированное в стране с оффшорным статусом или же бенефициарный собственник отсутствует, но публичные источники указывают другие данные;
— физическое лицо, заявленное конечным бенефициаром, не имеет реального влияния на хозяйственную деятельность предприятия.
Разъяснение о порядке налогообложения дохода нерезидента-экспедитора за предоставление услуг за пределами Украины
ГФСУ письмом от 8 февраля 2017 года № 2485/6/99-99-15-02-02-15 предоставила разъяснения об особенностях налогообложения выплат нерезиденту-экспедитору. Выплата компенсации резидентом нерезиденту-экспедитору за транспортно-экспедиторские услуги не является объектом налогообложения в понимании п.п. 141.4.1 п. 141.4 ст. 141 НКУ. В тоже время, оплата найма судна (иного транспортного средства) или оплата перевозки товаров (пассажиров) является фрахтом, и подлежит налогообложению в порядке, предусмотренном п.п. 141.4.4 п. 141.4 ст. 141 НКУ.
В письме подчеркивается, что оплата перевозки экспедитором грузов собственным транспортом должна рассматриваться как фрахт, и к ней могут применятся соответствующие положения международных соглашений об избежании двойного налогообложения. Компенсация нерезиденту-экспедитору оплаты привлечения транспорта от третьих лиц, в том числе нерезидентов, для предоставления транспортно-экспедиционных услуг резиденту, не является фрахтом. К таким выплатам не могут быть применены положения международных соглашений об избежании двойного налогообложения. Такие выплаты являются доходом нерезидента на территории Украины и должны облагаться по ставке 15% в порядке, предусмотренном п.п. 141.4.2 п. 141.4 статьи 141 НКУ.