Обжалование незаконных решений контролирующих органов было и остается темой № 1. Ведь не ошибается тот, кто ничего не делает. И налоговики не исключение. А отдуваться приходится нам, налогоплательщикам. Благо, законодательство располагает разными механизмами, которые позволяют отстоять свои права. И, кроме дорогостоящего судебного разбирательства, предусматривает «бюджетный» вариант — обжалование решений (в том числе и налоговых уведомлений-решений) в административном порядке. Насколько может быть результативным подобный способ решения проблемы? Куда, когда и как подается жалоба? Что она должна в себе содержать и т. д? Это и станет предметом нашего обсуждения.
Напомним: налоговое уведомление-решение (НУР) — это письменное уведомление контролирующего органа (решение) об обязанности налогоплательщика уплатить сумму денежного обязательства, определенного органом ГФС в случаях, предусмотренных НКУ и другими законодательными актами, контроль над исполнением которых возложен на контролирующие органы, или внести соответствующие изменения в налоговую отчетность (п.п. 14.1.157 НКУ).
Любые решения (в том числе и НУР), принятые контролирующим органом, могут быть обжалованы в административном или судебном порядке.
По сути, жалобы можно поделить на «первичные» и «вторичные».
«Первичные» — это те, которые подаются, можно сказать, впервые, сразу после получения НУР. «Вторичные» — это жалобы, которые вы подаете уже в случае, если не согласны с решением, вынесенным по результатам рассмотрения «первичного» обращения.
Такое деление важно, поскольку есть нюансы в формулировании и подаче каждого из этих видов жалоб. Но обо всем по порядку.